Вход для платных клиентов
Идентификатор:
Пароль:

Поиск по вопросам:   

Новости

19 Января 2015 года
Правительство подготовило антикризисные меры для промышленности

11 Января 2015 года
ФМС отменяет привилегии для граждан Украины

11 Января 2015 года
Владимир Путин подписал указ о правилах приема на службу иностранных военных

Все новости

Обобщение

Вернуться к списку статей

Обобщение подготовлено комиссией Совета судей РФ по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов за период с 1 января 2007 г. по 15 мая 2010 г.



Вопрос 1: Включается ли в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при назначении ежемесячного пожизненного содержания судье, ушедшему в отставку после 10 января 2009 года время предшествовавшей работы прокурором, следователем, адвокатом?



Ответ: Согласно части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 25.12.2008 года №274-ФЗ время работы в качестве прокурора, следователя, адвоката в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при назначении ежемесячного пожизненного содержания не включается.



Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда РФ №9-П от 20 апреля 2010 года часть первая статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она распространялась на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку - определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.



Таким образом, время работы прокурором, следователем, адвокатом включается в стаж работы в качестве судьи при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям назначенным (избранным) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты.



Вопрос 2: Включается ли в стаж работы в качестве судьи время работы в должности юрисконсульта в юридических службах организаций, государственных объединений при исчислении 20-летнего стажа работы в должности судьи, предусмотренного пунктом 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» для назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям?



Ответ: В соответствии с действующей редакцией статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, время работы на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающий право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, только в том случае, если указанные должности были в судах и органах юстиции.



Таким образом, время работы в должности юрисконсульта в юридических службах организаций, государственных объединениях не засчитывается в стаж работы в должности судьи при исчислении 20-летнего стажа работы, предусмотренного пунктом 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» для назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям.



Вопрос 3: Применяются ли нормы статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации в части оплаты расходов по переезду работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации к правоотношениям по переезду судьи и членов его семьи?



Ответ: На основании статьи 326 ТК РФ компенсация расходов, связанных с переездом, предоставляется лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а так же членам их семей.



Анализ позволяет сделать вывод о том, что статья 326 Трудового кодекса РФ, помещенная в раздел «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливает гарантии и компенсации лицам, работающим в определенных климатических условиях. То есть, компенсация расходов, предусмотренная указанной статьей, по своей правовой природе является льготой для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случае переезда в другую местность.



В силу статьи 22 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом.



Представляется, что процедура (форма, способ) оформления допуска судей к выполнению ими своих профессиональных обязанностей, не может являться основанием для лишения их права на льготу, установленную статьей 326 Трудового кодекса РФ. В противном случае главенствующим (основополагающим) становится не сам факт работы в особых климатических условиях, а процедура допуска к работе.



Лишение возможности реализации, предусмотренной Трудовым кодексом РФ льготы должно рассматриваться как форма дискриминации в сфере труда, нарушение конституционных универсальных принципов справедливости и юридического равенства, гарантирующих защиту от любых форм дискриминации в этой сфере.



Таким образом, статья 326 Трудового кодекса РФ может быть применена в отношении судей и членов их семей.



Вопрос 4: Правомерна ли уплата налога на имущество физических лиц, работающими судьями, являющимися получателями ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку?



Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.



Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.



Судье, пребывающему в отставке, выплачивается не надбавка к заработной плате, а, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей.



Учитывая, что судья, имеющий право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающий работать, получает не ежемесячное пожизненное содержание, а ежемесячную надбавку к заработной плате, то он не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке, и соответственно, не приобретает право на получение установленных для него соответствующих льгот, в частности, освобождение от уплаты налога на строения.



Вопрос 5: Подлежит ли изменению стаж работы для назначения доплаты за выслугу лет действующим судьям, которым стаж работы по юридической профессии был установлен до 25 декабря 2008 года, даты внесения изменений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»?



Ответ: В соответствие с пунктом первым статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» доплата за выслугу лет входит в состав заработной платы судьи.



Согласно пунктам 3 и 4 постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года № 3503-1 «Об оплате труда работников судов в Российской Федерации» выплата судье доплаты за выслугу лет производится в виде ежегодных надбавок. При этом определено, что основания и порядок выплаты судьям доплат за выслугу лет устанавливаются решением Конституционного Суда Российской Федерации, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.



Во исполнение данного постановления Президиум Верховного Суда Российской Федерации 13 ноября 1992 года принял постановление «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет», а Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 28 февраля 2001 года - постановление № 4 «О порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет».



В этих действующих актах высших судебных органов определено, что в общий стаж работы (независимо от имевших место перерывов), дающий право на получение доплат за выслугу лет, помимо времени работы в должности судьи, включается, в частности, работа в аппаратах судов на должностях, по которым предусмотрено присвоение классного чина.



Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не вносили изменений в принятые ими постановления по вопросу выплаты судьям доплат за выслугу лет.



Размер общего стажа работы, дающего право на получение доплат за выслугу лет, определяется на момент назначения судье доплаты за выслугу лет. Последующее изменение законодательства не должно влечь за собой пересмотра назначенной судье доплаты за выслугу лет или прекращение её выплаты, то есть изменение приобретенных им прав.



Вопрос 6: Следует ли засчитывать стаж работы на должностях секретарей судебного заседания, помощников судей, следователей органов внутренних дел и прокуратуры для назначения доплат за выслугу лет со времени фактического назначения на такую должность или только после получения диплома об окончании высшего учебного заведения?



Ответ: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» не внес каких-либо изменений в законодательные акты в части ранее установленных оснований и порядка выплаты судьям доплат за выслугу лет.



Указанным Федеральным законом изменена редакция пункта 5 статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», которой регулируется порядок исчисления стажа работы по юридической специальности, необходимого для назначения на должность судьи.



Изложенное свидетельствует о том, что при определении общего стажа работы, дающего право на получение судьей доплат за выслугу лет, следует руководствоваться положениями, содержащимися в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1992 года (в редакции Постановлений Президиума Верховного Суда РФ от 02.06.1993 года, от 31.07.1996 года, от 28.07.1999 года) и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 4 от 28 февраля 2001 года.



Таким образом, общий стаж работы, дающий право на получение доплат за выслугу лет, следует исчислять со времени фактического назначения лица на должность, по которой предусмотрено присвоение классного чина, а также со времени начала работы в органах государственной власти, государственного управления, учреждениях, организациях на должностях, перечисленных в данных постановлениях, независимо от времени получения диплома об окончании высшего учебного заведения.



Вопрос 7: Должна ли оплачиваться в полном размере стоимость проезда судьи к месту отдыха и обратно, в случае его выезда к месту отдыха за пределы Российской Федерации?



Ответ: Согласно пункту 1 Инструкции «О порядке оплаты стоимости проезда судьи к месту отдыха и обратно», утвержденной Верховным Судом РФ 20.02.2007 года, Высшим Арбитражным Судом РФ 23.03.2007 года, Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ 16.02.2007 года, оплата судье стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится один раз в год в пределах территории Российской Федерации применительно к нормам возмещения командировочных расходов. Возмещение стоимости проезда производится по фактическим затратам.



Согласно пункту 11 Инструкции в случае выезда судьи за пределы Российской Федерации оплата проезда к месту отдыха и обратно осуществляется в размере стоимости проезда судьи по территории Российской Федерации от места отправления до самого приближенного пункта к границе Российской Федерации, подтвержденной справкой Агентства воздушных сообщений или филиала Федерального агентства железнодорожного транспорта. В процессе применения данного пункта Инструкции возникают проблемы с расчетом стоимости проезда до самого приближенного пункта к границе Российской Федерации, в связи с чем, для расчета стоимости авиабилета при перелете судей за пределы Российской Федерации, допустимо руководствоваться значениями ортодромических расстояний, разработанными ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов.



Таким образом, оплата стоимости проезда судьи к месту отдыха за пределы Российской Федерации и обратно должна производиться в пределах Российской территории по фактическим затратам.



Вопрос 8: 10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», который внёс изменения в Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В связи с его принятием распространяется ли на продолжающих работать судей, у которых при новом исчислении, стаж работы в должности судьи составляет более 20 лет, право на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку?



Ответ: Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.



Указанная выплата является частью заработной платы судьи (пункт 1 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», часть 3 статьи 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации») и Федеральным законом от 25.12.2008 года №274-ФЗ не отменена, в связи с чем, за судьей, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, сохраняется право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ему начислено при выходе в отставку.



Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, вступившим в силу 10 января 2009 года, в частности, изменен только порядок исчисления стажа для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, установленный Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



Вопрос 9: Существуют ли отличия в полномочиях и ответственности судей и председателей районных судов, назначенных на должности Указами Президента Российской Федерации и исполняющих обязанности судей и председателей районных судов, назначенных на должности в ранее установленном порядке, например законодательным собранием субъекта РФ?



Ответ: Различий в полномочиях и ответственности судей и председателей районных судов и исполняющих их обязанности, назначенных в установленном Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» порядке, действующим законодательством не предусмотрено.



Порядок наделения полномочиями председателей и судей районных судов, а также их ответственность регулируется в общем порядке, а именно, соответствующими нормами Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Закона РСФСР от 08.07.1981 года «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей действующему законодательству.



Так, согласно пункту 3 статьи 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.



Пунктом 1 статьи 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.



Из общего смысла указанных положений следует, что председателями и судьями являются лица, наделённые соответствующими полномочиями в порядке, предусмотренном Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



Понятие «исполнение обязанностей судьи, председателя суда» подразумевает собой временный характер исполнения определенных полномочий. Однако к их исполнению может быть привлечено лицо, которое ранее было наделёно полномочиями судьи или председателя суда.



Замещение должности судьи возможно лишь при наличии установленных законом объективных обстоятельств, препятствующих своевременному рассмотрению дел судом при временном отсутствии судьи, когда такое отсутствие может привести к длительной задержке разрешения спора.



Вопрос 10: Соответствует ли действующему законодательству практика взыскания (удержания) алиментов с выходного пособия судьи?



Ответ: Согласно статье 81 Семейного кодекса РФ материальное содержание несовершеннолетних детей родителями осуществляется за счёт заработной платы и (или) их иного дохода.



Статьёй 82 Семейного кодекса РФ определено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.



Правительство Российской Федерации в своём постановлении от 18 июля 1996 года № 841 , утвердившем Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, указало, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится из всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме.



В данном постановлении Правительства Российской Федерации содержится примерный перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. В нём отсутствует указание о том, что с не перечисленных в постановлении видов заработной платы и иного дохода не производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.



В статье 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплен исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, в том числе по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей.



Выходное пособие, выплачиваемое судье, ушедшему или удалённому в отставку, в данном перечне видов доходов не указано.



По правовой природе выходное пособие, выплачиваемое ушедшему или удалённому в отставку судье, носит не компенсационный характер, а является формой поощрения судьи за долголетнюю работу по осуществлению правосудия, поскольку его размер определяется периодом работы судьёй, и оно не выплачивается, если полномочия судьи были прекращены за действия, несовместимые с его статусом.



Таким образом, с выходного пособия судьи необходимо удерживать алименты на содержание несовершеннолетних детей в установленном размере.



Вопрос 11: Распространяется ли действие норм пункта 8 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 4 апреля 1994 года № 279 (о нормах обеспечения служебным обмундированием) на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также на имеющих классные чины работников указанных судов? К полномочиям какого органа отнесено установление порядка выдачи и учета данного обмундирования?



Ответ: Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией, особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов Российской Федерации.



Действие пункта 8 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» возможно распространить на судей и имеющих классные чины работников конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, если законодатель субъекта предусмотрел региональным законом и за счёт бюджета субъекта обеспечение служебным обмундированием вышеуказанных лиц.



Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 года № 279 принято во исполнение статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и предусматривает нормы обеспечения служебным обмундированием исключительно судей и имеющих классные чины работников судов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать данные вопросы, поскольку организационное, правовое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ, осуществляется силами субъекта РФ и за счет его бюджета (часть 2 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Установление порядка выдачи и учета служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам указанных судов относится к полномочиям субъекта РФ.



Вопрос 12: Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, период работы в должности правового (главного правового) инспектора правовой инспекции, находившейся в ведении областного Совета профсоюзов?



Ответ: Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, кроме работы в должности судьи, включается время работы в государственных организациях в должностях по юридической профессии, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.



В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 года в республиканских, краевых, областных, Московском и Киевском городских советах и в центральных комитетах профсоюзов были созданы правовые инспекции труда, которые с ноября 1976 по декабрь 1994 года проводили свою работу под руководством президиумов соответствующих советов и центральных комитетов профсоюзов. Таким образом, правовые инспекции не являлись государственными организациями. Следовательно, период работы с ноября 1976 по декабрь 1994 года не может быть включен в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания.



Однако, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года № 1115 «Об обеспечении деятельности Федеральной инспекции при Министерстве труда РФ и подведомственных ей инспекций в субъектах РФ» созданы государственные инспекции труда, которые являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости и осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.



Исходя из изложенного, время работы в государственной инспекции труда на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, после января 1995 года следует включать в стаж по юридической специальности.



Вопрос 13: Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, период исполнения обязанностей судьи (без избрания или назначения на должность) в 1987-1991 годах, т.е. до момента принятия Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»?



Ответ: В соответствии со статьей 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 года (с изменениями и дополнениями) в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа работы, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.



В соответствии с абзацем 4 подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 года, 09.07.2003 года, 03.07.2003 года, в стаж работы в качестве судьи РФ для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и РФ, министерствах юстиции республик в составе РФ, управлениях (отделах) юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера (кандидата) судьи или исполняющего обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.



Также, в соответствии со статьей 27 Закона РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8.07.1981 года (с изменениями и дополнениями), действовавшей в указанный период, в случае временного отсутствия народного судьи исполнение его обязанностей могло быть возложено решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов на одного из народных заседателей этого суда.



Таким образом, период исполнения обязанности судьи может подлежать включению в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, установленного статьей 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



Однако исполнение обязанностей судьи должно быть подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке, решениями органов власти или иными документами.



Вопрос 14: Каков порядок оформления ежегодных оплачиваемых отпусков председателям районных судов?



Ответ: Порядок предоставления очередных оплачиваемых отпусков председателям районных судов Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не урегулирован.



В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей законодательство Российской Федерации о труде распространяется в части, не урегулированной настоящим Законом.



В соответствии со статьями 122, 123 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться работнику в любое время рабочего года согласно графику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.



В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1, пунктом 1 статьи 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатели районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации и наряду с осуществлением полномочий судьи, осуществляют полномочия по организации работы суда, под которой понимается, в том числе, составление и утверждение графика ежегодных отпусков работников аппаратов судов и федеральных судей.



Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также его органы в субъектах РФ по отношению к председателям судов работодателями не являются. Следовательно, председатель районного суда вправе самостоятельно издать приказ об уходе в отпуск, о его продлении или переносе, а также об отзыве себя из отпуска без подачи соответствующего заявления на имя начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ.



Копии упомянутых приказов направляются в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ для решения финансовых и иных вопросов. В целях обеспечения надлежащего уровня организации работы время ухода в отпуск необходимо согласовывать с председателем вышестоящего суда.



Вопрос 15: Каков порядок оплаты судьям за несение обязательных дежурств в субботние и праздничные нерабочие дни?



Ответ: В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей законодательство Российской Федерации о труде распространяется в части, не урегулированной настоящим Законом.



Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не регулирует порядок оплаты труда судей за работу в выходные и праздничные дни, в связи с чем, следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ.



Вопрос 16: Включается ли в состав заработной платы для исчисления ежемесячного пожизненного содержания доплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну?



Ответ: Пунктом 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», статьёй 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» закреплен перечень выплат, из которых состоит заработная плата судьи. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в указанный перечень не включена.



Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 года, 09.07.2003 года, 03.07.2003 года при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, также не включена.



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне» ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти. Выплата указанных надбавок производится сверх установленных в соответствии с действующим законодательством других надбавок и доплат.



Полагаем, что при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, в состав заработной платы не должна включаться процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.



Вопрос 17: Имеет ли судья, ушедший в отставку по возрасту или по истечении срока полномочий до 29 июля 1992 года (официальное опубликование Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 года) право на получение ежемесячного пожизненного содержания? Возможно ли получение ежемесячного пожизненного содержания с 29 июля 1992 года с вычетом полученной пенсии по возрасту?



Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.



Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.



В соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1995 года № 91-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года № 5-П указанная норма подлежит применению также в отношении тех судей, чьи полномочия были прекращены в связи с истечением срока или уходом на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, независимо от времени ухода на пенсию.



Из приведенных норм Закона следует, что ежемесячное пожизненное содержание может быть назначено судье в случае, если он ушел или удален в отставку по основаниям, предусмотренным Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в том числе до принятия Закона, при наличии у него необходимого стажа работы по юридической профессии и соответствующего возраста.



Право на получение ежемесячного пожизненного содержания у бывших судей, ушедших с должности судьи на пенсию по возрасту либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет возникло с 29 июля 1992 года.



Согласно пункту 2.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 года, 09.07.2003 года, 03.07.2003 года основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право. Время его подачи, каким - либо сроком не ограничивается. Ежемесячное пожизненное содержание назначается с момента подачи заявления, а не со времени наступления права судьи на его получение.



Вопрос 18: Вправе ли судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет работать руководителем подразделения по обеспечению деятельности мировых судей субъекта РФ с одновременным сохранением права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи?



Ответ: Согласно пункту 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в действующей редакции судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.



Поскольку органы по обеспечению деятельности мировых судей относятся к органам государственной власти, то при наличии 20- летнего стажа работы в должности судьи, лицо вправе работать в должности руководителя подразделения по обеспечению деятельности мировых судей субъекта Российской Федерации, одновременно сохраняя право на получение ежемесячного пожизненного содержания.



Вопрос 19: Каков порядок оплаты труда лицам, временно замещающим должности председателя или заместителя председателя суда?



Ответ: Вопросы, связанные с порядком оплаты труда судей в период временного исполнения ими обязанностей председателя или заместителя председателя суда Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не урегулированы.



В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей законодательство Российской Федерации о труде распространяется в части, не урегулированной настоящим Законом.



Следовательно, при отсутствии специальной правовой нормы, регулирующей правоотношения с судьями, возможно применение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.



В соответствии с частью 3 статьи 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года №274-ФЗ) в случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда.



Ранее действующее законодательство не предусматривало возможности возложения исполнения обязанностей заместителя председателя суда на другого заместителя председателя суда или судью в случае его временного отсутствия.



Согласно абзацу 2 части 4 статьи 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» временное исполнение обязанностей заместителя председателя суда возлагается на другого заместителя председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - на одного из судей этого суда по поручению председателя суда может иметь место только в случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда.



Поручение исполнения полномочий отсутствующего председателя или заместителя председателя суда возлагается на вышеуказанных лиц законом и переводом не считается.



При оплате труда данных лиц подлежат применению нормы трудового законодательства, регулирующие оплату труда при увеличении объема работы (при замещении заместителя председателя суда другим заместителем) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (при замещении председателя суда).



Согласно статье 151 Трудового кодекса РФ при увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы производится доплата.



Размер доплаты определяется размером должностного оклада временно отсутствующего председателя суда или заместителя председателя суда. При этом доплаты, связанные с личностью временно отсутствующего председателя суда или заместителя председателя суда, начисляться не должны.



Вопрос 20: Каков порядок выплат стимулирующего характера работникам аппаратов судов районного звена, в частности, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи?



Ответ: Статьёй 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.04 года (в ред. Закона от 12.04.07 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что порядок выплаты указанных выше дополнительных денежных выплат стимулирующего характера федеральным государственным служащим определяется представителем нанимателя.



Согласно статье 4 Федерального закона от 10.02.1999 года № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» суды самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.



В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующим законом о федеральном бюджете на конкретный календарный год Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции, в силу чего он наделен правом составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, исполняя соответствующую часть бюджета. Таким образом, бюджетное законодательство не определяет районные суды в качестве самостоятельных субъектов получателей бюджетных средств.



Учитывая, что получателем бюджетных средств в субъекте РФ на финансирование судов общей юрисдикции является орган Судебного департамента в субъекте РФ, следовательно, правом на использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью (в том числе на материальное поощрение работников аппарата районного суда) наделён орган Судебного департамента в субъекте РФ в лице его начальника.



Издание, по представлению председателя районного суда, начальником органа Судебного департамента в субъекте РФ распоряжения о поощрении работников аппарата районного суда не является дублированием действий председателя суда, а является выполнением своих обязанностей по осуществлению финансирования районного суда в пределах бюджетных средств выделенных в целом на финансирование всех судов общей юрисдикции данного субъекта РФ.



Районные суды получают денежные средства на осуществление дополнительных выплат работникам аппарата, предусмотренных указанными выше нормами законодательства о государственной гражданской службе, в пределах бюджетных ассигнований с учетом установленных организационно - штатных нормативов по распоряжению получателя бюджетных средств, каковым является орган Судебного департамента в субъекте РФ.



Действующим законодательством не предусмотрены полномочия председателей районных судов в части самостоятельного и непосредственного получения денежных средств из федерального бюджета на осуществление указанных выплат без учета согласования с органом Судебного департамента в субъекте РФ, как уполномоченным законом распорядителем средств федерального бюджета.



Исходя из изложенного, председатели районных судов вправе, в пределах смет соответствующих расходов, назначать своими приказами федеральным гражданским служащим аппаратов судов ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а начальник Управления, как распорядитель средств федерального бюджета, издавать соответствующий приказ об их выплате.



Вопрос 21: Вправе ли судья быть членом инициативной группы по организации потребительского гаражного кооператива?



Ответ: Действующее законодательство не содержит запрета на членство судей в потребительских кооперативах, в том числе на участие в их создании, которые создаются для удовлетворения личных бытовых нужд. Важно, чтобы такое участие не нарушало требований части 3 статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 3 и 8 Кодекса судейской этики. В частности, работа в инициативной группе не должна быть оплачиваемой и судья не должен использовать свое должностное положение при решении вопросов организации и деятельности потребительского кооператива.



Вопрос 22: Может ли судья совмещать деятельность по отправлению правосудия с оплачиваемой преподавательской деятельностью в должности заведующего кафедрой высшего учебного заведения?



Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года №274-ФЗ) не судья вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.



В статье 10 Кодекса судейской этики содержится положение о том, что такая деятельность судьи правомерна, если она осуществляется не в ущерб интересам правосудия.



Статьей 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» должность заведующего кафедрой отнесена к профессорско-преподавательским должностям, которая согласно статье 332 Трудового кодекса РФ является выборной.



Исходя из системного толкования указанных норм, с учётом положения Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, следует сделать вывод о том, что такое совмещение допустимо при соблюдении судьей условия приоритетности судебной деятельности. Преподавательская деятельность не должна нанести ущерб выполнению полномочий судьи по отправлению правосудия.



Нанесение ущерба интересам правосудия следует оценивать с точки зрения качества исполнения судьей своих обязанностей (высокое качество принимаемых решений, отсутствие нарушений сроков рассмотрения дел и обоснованных жалоб лиц, участвующих в деле и т.п.).



Вопрос 23: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы непосредственно в должности судьи 19 лет 6 месяцев и 8-летний стаж в должности следователя прокуратуры до назначения на должность судьи, не достигший возраста 55 лет, заниматься деятельностью, указанной в абзаце 1 пункта 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»?



Ответ: Пункт 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин-50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.



Согласно статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 года) в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающего права на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и пункта 1 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



С учетом разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 1 Постановления от 19 марта 1997 года, если работа в должности следователя прокуратуры предшествовала назначению на должность судьи, она включается в стаж работы в качестве судьи, дающий право судье, пребывающему в отставке, заниматься деятельностью, предусмотренной пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



Вопрос 24: Включается ли работа в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж, дающий право судье, пребывающему в отставке, заниматься работой, указанной в пункте 4 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 года «О статусе судей в Российской Федерации»?



Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.



Согласно пункту 2 статьи 15 указанного закона каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 5, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего закона. Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.



Полагаем, что из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что в обеих из них речь идет о стаже работы в должности судьи. Следовательно, судья, проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющий стаж работы в полуторном исчислении не менее 20 лет, уйдя в отставку, вправе заниматься деятельностью, предусмотренной пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».



Вопрос 25: Имеют ли право на получение ежемесячного пожизненного содержания по основаниям абзаца первого пункта 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» лица, ушедшие с судейской должности до введения в действие названного закона в связи с переводом на работу в государственные органы и ушедшие на пенсию с этой работы?



Ответ: В части права на назначение ежемесячного пожизненного содержания бывшие судьи, переведенные на работу в государственные организации, законодателем приравнены к судьям, ушедшим на пенсию или прекратившим судебную деятельность в связи с истечением срока полномочий до введения в действие Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Такой вывод можно сделать из системного толкования действующего законодательства.



В частности, статья 2 Федерального закона от 21.06.1995 года № 91-ФЗ распространила действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы.



Абзац первый пункта 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации регулирует право пребывающего в отставке судьи и имеющего стаж работы в должности судьи не менее 20 лет на выплату по его выбору пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания в зависимости от стажа и возраста.



Таким образом, бывшие судьи, переведенные на работу в государственные организации до введения в действие базового закона, и ушедшие на пенсию с этой должности, при решении вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания приравнены к судьям, пребывающим в отставке.



В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» положения части первой данной статьи о включении в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку, работы в определенных должностях распространено на судей, ушедших в отставку до принятия данного федерального закона, к которым Федеральный закон от 21.06.1995 года № 91-ФЗ отнес и лиц, названных выше. Следовательно, на них распространяется общее положение об исчислении стажа, установленного статьей 7 Федерального закона № 6-ФЗ.



Такая позиция отражена в Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 года, 09.07.2003 года, 03.07.2003 года.



Аналогичное толкование действующего законодательства дано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18.01.2005 года № 7-0 по запросу Верховного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (абзацы 4 и 5 пункта 2.2 определения).



Порядок исчисления 20-летнего стажа в должности судьи, предусмотренного пунктом 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», подробно изложен в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4, 11 и 18 мая 2005 года (вопросы 23,24).



Пожизненное содержание этим лицам назначается из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 91-ФЗ от 21.06.1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и в пунктах 1.2.6 и 3.1 Инструкции).

Вернуться к списку статей

© 2005-2006 ААСПб. advokat[]aasp.ru, реклама на сайте
Разработка и дизайн — FreshMedia, sitemap